Риски при покупке квартиры с обременением

Покупая квартиру, необходимо с особым вниманием изучать юридическую чистоту осуществляемой сделки. Наличие очевидных или скрытых обременений на распоряжение недвижимым объектом может существенно ограничивать правомочия владельца.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-64-91. Это быстро и бесплатно!

Что такое обременение и его виды

К обременениям относятся документально удостоверенные в соглашениях и установленные актами, ограничения пользования и владения квартирой. Права на эти объекты принадлежат третьим лицам и любые операции с ними возможны только по их согласованию.

Сокращение возможностей проводить сделки с недвижимыми объектами регистрируются по желанию собственника либо в случае принятия судебного решения, которое может ограничивать правомочия без учета воли владельца.

В единый реестр прав вносятся сведения о:

  • Залоговом имуществе (ипотечном или кредитном залоге);
  • Жилплощадь, являющейся предметом договора ренты;
  • Арестованные объекты по постановлению суда.

Существует несколько разновидностей обременения. К ним относятся:

  1. Жилье, приобретенное на ипотечные средства. Оно оформляется в залог для обеспечения кредитных обязательств, появившихся перед финансовой организацией. При их неисполнении, кредитор вправе осуществить возврат суммы задолженности через продажу залогового имущества. Оформление ипотечного займа происходит в следующих случаях:
  • Строительство или приобретение жилого пространства производится на средства банковской организации;
  • Реализация жилья по договору кредитования;
  • Заключение соглашения ренты.
    При этом ипотека регистрируется в силу положений законодательства
  1. Аренда недвижимости. Производится в связи с заключением договора с квартиросъемщиком, которому передается право временного пользования жилплощадью. Наем помещения на срок свыше одного года подлежит в обязательном порядке регистрации в установленном порядке. Наниматель вправе пользоваться арендованным объектом в период, установленный соглашением сторон.
  2. Сервитут. Может быть двух форм:
  • Частный. Представляет собой договорные отношения людей о правеиспользования части жилой площади;
  • Публичный. Выражается в достижении договоренности между государством и человеком о наложении первым ограничений в пользовании объектом.Как происходит покупка квартиры с обременением? Пошаговая инструкция в этом видео:
  1. Доверительное управление. При этом заключается договор в нотариальной форме о передаче правомочий на имущество управляющему без их перехода. После оформления сделки утрачивает силу.
  2. Рента. После подписания соглашения между владельцем квартиры и плательщиком ренты правомочия на жилье переходит второй стороне, которая обязуется предоставлять такую площадь для проживания до конца жизни бывшему собственнику. В договоре должны учитываться все обстоятельства сделки, которые обезопасят участников от негативных ситуаций. Обременения могут быть сняты со смертью получателя ренты.
  3. Ограничения, связанные с опекой. Законом охраняются права несовершеннолетних владельцев объекта либо её долевых владельцев при продаже их имущества. При их нарушении органы опеки могут запретить реализацию жилья.
  4. Квартира, находящаяся под арестом. Он накладывается соответствующими службами органами по решению суда с целью исполнения долговых обязательств хозяина помещения, нахождения его под следствием либо при наличии судебного спора.
  5. Обременения накладываются на архитектурные или исторические памятники. Они охраняются уполномоченными органами, устанавливающими обязательства по реставрации недвижимости.

Как выявить существующее обременение

Ограничения в пользовании жилой площадью можно узнать разными способами. Это:

  1. Заказать информацию из ЕГРП лично или через представителя. Для этого потребуется знать необходимые сведения, например:
  • Адрес места расположения объекта;
  • Кадастровую или условную нумерацию;
  • Идентификационную запись о регистрации перехода права.

Заказать её можно в Росреестре или в МФЦ. Для этого требуется оформить заявление в установленной форме, предоставив необходимые данные, и представить квитанцию уплаты госпошлины. Образец заявления на выписку ЕГРН можно скачать ниже бесплатно.

Поле приема бумаг, сотрудником службы выдается расписка с указанием даты получения выписки. Срок её подготовки составляет 5-7 дней.

  1. Заказать выписку при помощи официального портала Росреестра. Для этого нужно зайти в сервис по адресу: rosreestr.ru.
    На нем в поисковую строку ввести интересующий адрес квартиры или кадастровый номер и сформировать запрос. В полученной справке необходимо нажать на адрес жилплощади.
    Если он не отображается – в ЕГРП отсутствуют сведения о недвижимости.
    В разделе «Права и ограничения» будут внесены существующие обременения, пустая строка свидетельствует об их отсутствии.

Какие сведения содержит выписка ЕГРП.

ВНИМАНИЕ! Надо отметить, что сведения, содержащиеся на сайте, обновляются не своевременно, с некоторым опозданием, и всегда остается риск получить информацию, не соответствующую действительности.

Актуальные данные будут представлены исключительно в бумажном формате выписки.

Законом МЭР РФ от 16.12.2010г. № 650 установлен размер платы, уплачиваемой при выдаче справочной информации: для граждан – это 200 руб., для организаций – 600 руб.

Какие сведения входят в выписку из единого реестра

В зависимости от типа справки определяется наличие тех или иных данных.

Выписки бывают:

  • Включающие общедоступные сведения о жилплощади;
  • Свидетельствующие о переходе правомочий на имущество;
  • Подтверждающие права собственника на существующие и имевшиеся ранее во владении помещения;
  • Признающие хозяина ограничено или недееспособным;
  • Информация о заявителях, получивших данные о конкретной площади.

В неё входят данные о:

  • Наименовании недвижимости;
  • Его предназначении;
  • Величина площади;
  • Кадастровый/ условный номер;
  • Адрес места расположения;
  • Разновидность оформленного права;
  • Действующие ограничения, данные о дате внесения записи, периоде действия, граждан, в отношении которых они применены;
  • Существующие судебные притязания и требования к объекту.

Получение сведений о квартире через интернет. Фото: : cdn3.imgbb.ru

Как узнать сколько людей прописано в квартире

Получить сведения о людях, стоящих на учете в жилье, можно в различных организациях и службах.

К ним относятся:

  • Росреестр;
  • МФЦ;
  • УК, ТСЖ, ЖЭУ;
  • ФМС;
  • Онлайн-сервисы.
Сведения о лицах, имеющих постоянную прописку в жилплощади, могут представить только владельцу объекта, зарегистрированного в ней.

Для этого потребуется:

  • Обратиться в одну из указанных организаций;
  • Составить и сдать заявление по установленной форме с требованием предоставить список лиц, стоящих на учете по интересующему адресу;
  • Перечень будет подготовлен на основании данных, содержащихся в поквартирной карте (форма 10) и домовой книги (ф.11);
  • В справке указывается информация о всех гражданах, когда-либо прописанных в квартире. Проводя сделки, связанные с переходом правомочий на квартиру, необходимо выписать всех зарегистрированных людей. Подтверждением такого факта будет служить справка из учетной документации.

Как не стать жертвой при покупке квартиры с обременением? Советы в этом видео:

Справки о проживающих лицах может быть двух видов:

  • Обычной, включающей данные, представленные в карте учета;
  • Расширенной (архивной), содержащей полную информацию о всех гражданах, когда –либо зарегистрированных в квартире, переданную в архив. В ней указываются даты постановки и снятия с учета и основания, связанные с этим. Срок подготовки документа 30 дней.

Получаем данные о зарегистрированных в жилом помещении лицах через Госуслуги

Сервис дает возможность истребования справочной информации из домовой книги при помощи сети Интернет. Её можно заказать как электронным файлом, так и в бумажном формате.

На сайте могут получить услугу только зарегистрированные пользователи, поэтому, прежде, чем начать оформление, стоит пройти процедуру идентификации.

Далее потребуется:

  1. Получить доступ в личный кабинет.
  2. После авторизации необходимо войти в раздел услуг и выбрать квартиру, затем пункт «Другие услуги», далее «выписки и справки».
  3. Заполнить открывшуюся заявку на выдачу сведений из домовой книги и направить её на обработку. В личном кабинете можно увидеть процесс составления документации и её готовность.
  4. Оплатить госпошлину за предоставление информации, в том числе, воспользовавшись помощью сервиса.
  5. При направлении запроса необходимо указать способ получения справки. Это могут быть электронный файл на почту заявителя либо бумажный носитель средствами почтовой связи.

Как получить данные о прописанных лицах через портал Росреестра

Таким сервисом могут воспользоваться третьи лица, заинтересованные в приобретении имущества, заказав справку о переходе прав на него либо о существующих ограничениях.

Для этого потребуется:

  • Заполнить заявку на портале Росреестра в разделе запросов справочной информации о передаче правомочий. В ней нужно указать адрес расположения объекта и его номер в кадастре;
  • Оплатить госпошлину в установленном размере;
  • Справка будет представлена в виде онлайн-файла либо в направлена в бумажном формате средствами почтовой связи.

Стоимость и сроки получения сведений

Размер госпошлины зависит от способа предоставления информации.

Так за выдачу справкив электронном виде физлица должны уплатить 500 рублей, а компании – 800. Получение бумажного варианта документа потребует уплаты сбора в размере 1100 руб.

Последствия покупки квартиры с обременениями

Покупая недвижимость с ограничениями в пользовании, нужно отдавать себе отчет, что такое приобретение связано с большими рисками.

Выписка из Росреестра онлайн. Фото: prozhivem.com

Причем в одних случаях обременения снять довольно просто, а в иных ситуацию нельзя разрешить в принципе.

Так, например, приобретая ипотечное жилье, достаточно лишь выплатить задолженность по кредиту и залог будет снят. Либо с окончанием срока арендного договора закончатся и обязательства собственника по предоставлению площади внаем.

Автомобиль с обременением, как его снять по закону? Стоит ли приобретать такое авто? Ответы смотрите по ссылке.

Но, существуют категории людей, имеющие законное право пожизненного использования квартиры, независимо от смены владельца и их не удастся выселить даже в судебном порядок.

Такое право может быть получено при проведении процедуры приватизации или при оформлении завещательного отказа, который дает возможность проживать в жилье до конца жизни. Хотя имущество может отчуждаться, передаваться в наем, в наследство, в дар. Такие жильцы могут покинуть жилье только в добровольном порядке.

Кроме того, законодательно закреплено право на помещение для лиц, служащих в ВС либо находящихся в местах лишения свободы. Не самой приятной неожиданностью станет появление такого человека в приобретенном доме в один прекрасный момент.

Имущественные споры: особенности и понятие. Читайте тут.

Как минимизировать риски при покупке жилья с обременением

Лучшим советом при приобретении недвижимого имущества, имеющего ограничения в использовании, будет возможность избежать такой сделки. А также воспользоваться услугами опытных специалистов.

Если все же приходится самостоятельно выбирать подходящий вариант, следует придерживаться порядка проверки юридической чистоты объекта:

  1. Важно проверить наличие зарегистрированных людей на интересующей жилплощади. При этом внимательно проверить информацию о ранее зарегистрированных граждан, куда они были выписаны, наличие детей, а также временно снятых с учета для учебы, прохождения службы в армии или в места лишения свободы.
    Кроме того, необходимо убедиться в отсутствии людей, сохраняющих право пользования помещением.
  2. Выяснить сведения о проведенных в жилье перепланировках, осуществлялись ли они на законных основаниях. При проведении проверки, бремя ответственности, в том числе, уплаты штрафных санкций, ляжет на нового владельца.
  3. Уточнить, нет ли по данному объекту судебных разбирательств, не находится ли она под арестом или в залоге, а также не предъявлены ли требования третьих лиц.

При подборе подходящего варианта квартиры, лучше воспользоваться услугами профессиональных юристов либо риэлторов, которые смогут проверить юридическую чистоту объекта.

Но даже и они не могут гарантировать полного обеспечения безопасности сделки.

Прочитать еще

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + пятнадцать =